Лишь немногие люди могут похвастаться тем, что в свои школьные годы «грызли» гранит науки в спокойной и доброжелательной обстановке. Чаще всего случается обратная ситуация, а именно их травля в школе. Однако дети, прошедшие через это, вырастают и у них появляются свои дети. И если у них появились те же проблемы что и у родителей, то последние могут об этом и не подозревать. Дети не хотят рассказывать об этом по разным причинам. Возможно бояться, что те им не поверят, или что взрослые пойдут разбираться и после, ситуация станет еще хуже. Тем не менее если родители узнали о травле своего ребенка, следует принять меры.
Во — первых следует понять, что кто травит, почему и зачем – не является сложными вопросами. Это не меняющаяся с годами психология. Травить ребенка может любой другой ребенок, просто за то, что один чем-то отличается от другого. Зачем он это делает, в 90 % случаев не знает даже он сам, но причина, по которым это происходит – семья. Избалованные или наоборот недолюбленные, непонятые дети, чаще из неблагополучных семей, копируют модель поведения родителей. В обоих случаях дети хотят самоутвердиться за счет унижения других детей, только по разным причинам. Во — вторых, принять тот факт, что если на ребенке нет следов насилия, это не означает, что он придумал своих обидчиков. Травля может выражаться в виде запугивания, слухов, кличек, в виртуальном виде, путем рассылки материалов в оскорбительной форме, игнорировании ребенка. В – третьих, необходимо приступить к конкретным действиям, хоть и универсального рецепта избавления от этого феномена не существует.
Способы избавления от травли ребенка:
1.Выяснить, не является ли виновником травли – сам учитель. Порой возникает ситуация, когда по причине личной неприязни, или из-за недостаточной квалификации, ребенка унижает сам педагог. В этом случае единственным правильным выходом будет пойти к администрации школы. Если травля приобрела более серьезный характер в виде рукоприкладства – сообщить в полицию.
2.Если травля исходит от других детей, то необходимо восстановить здоровую атмосферу класса совместно с учителем и всем классом. Придумать совместные занятия, психологические игры, в которых будут задействованы все. Это нужно для того, чтобы объединить детей, ведь в травле принимает участие и остальной класс, только как молчаливые свидетели.
3.Если пункт 2 не дал результата, необходимо обратится по очереди к администрации школы, затем в управление образования.
4.В случае, когда травля выражена в побоях и серьезных травмах, здесь следует сразу обращаться в полицию. Даже в том случае, если ребенок несовершеннолетний. Тогда ответственными будут выступать родители.
5.Перевести ребенка в другую школу. Наименее эффективный способ. Нет гарантий, что другая школа не будет изобиловать агрессорами.
6.Побеседовать с ребенком. В тех случаях, если вышеуказанные способы не принесли результатов, ребенку следует подсказать, как вести себя с обидчиками. Что сказать – зависит от ситуации, и жизненного опыта родителей. Наверно самый лучший способ из всех предложенных. Ребенка следует учить защищать себя. Он не должен испытывать страх идя в школу.
Важно! В процессе всех предпринимаемых действия обязательно следует называть вещи своими именами. Например: насилие — насилием. Не использовать смягчающих слов, что бы участники процесса поняли всю серьезность ситуации.
Рекомендации для родителей.
Ребенку не следует говорить что только он виноват в том, что его травят. Нельзя становится в его глазах сторонником его врага. Не следует говорить, что нужно игнорировать обидчиков. Только в 10% случаев это подействует. Во всех остальных случаях обязательно нужно реагировать на агрессию. Не нужно учить ребенка, что нужно давать сдачи. Это рискованно, ведь насилие порождает насилие, и неумелое «применение функции» — давать сдачи, может только усугубить проблему.
Родителям следует разговаривать с ребенком. Интересоваться, как проходят его дни, и придавать значение даже маленьким, как может показаться на первый взгляд, проблемам. Видя заинтересованность и участие, ребенок охотно будет делиться своими переживаниями, а родитель узнает о наступлении тревожной ситуации заранее. Если о такой ситуации стало известно, не следует решать эту проблему без согласия ребенка. Ничего, кроме замкнутости такая позиция не вызовет. Это маленький, но всё-таки человек, и его желания необходимо учитывать. Так же следует объяснить ему разницу между оскорблениями и критикой, чтобы он мог их отличать. Иначе родитель пойдет в школу разбираться с проблемой, а окажется, что учитель просто неудачно прокомментировал его домашнее задание.
Ребенку следует стимулировать уверенность в себе. Для этого необходимо занять ребенка спортом, творчеством, любыми занятиями, которые будут развивать его, и проявлять его сильные стороны. Так как большинство детей представляют своё хобби, как «сидение» в интернете, родителям необходимо объяснить ребенку, как защитить себя там от агрессоров, которые хоть и не причиняют физических страданий, но также влияют на психику. Для этого следует почитать соответствующую литературу.
Если же оказывается, что ребенок просто застенчив, чтобы уберечь его от возможной травли, следует научить его общаться с другими детьми, быть социальным. Это поможет предупредить проблему. А если всё-таки она назревает, то не нужно разговаривать с обидчиком своего ребенка или его родителями (такие разговоры редко могут оставаться в рамках приличий), ровно, как и не стоит говорить обидчикам своего ребенка, что тот страдает. Это только убедит, что их действия имеют успех.
Важно! Проблема должна решаться всей семьей. Ребенок в этом случае видит в родителях поддержку и знает, что ему есть к кому обратиться за помощью.
Можно подвести итог, сказав, что такую проблему, как травля ребенка в школе, ни в коем случае нельзя игнорировать. Это нередко заканчивается весьма печально. Вплоть до суицида. Поэтому необходимо сделать все, чтобы ребенок был в безопасности.