Как помочь ребенку учиться?

Как  завладеть вниманием ребенка, призвать его вникнуть в смысл обращенных к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание!

Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?

Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал — залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Эти умения — умения учиться — необходимо целенаправленно вырабатывать у школьников как учителю, так и родителю. Такая работа обязательно должна проводиться в определенной системе и стать образом жизни.

Причины неуспеваемости у ребенка

Для решения проблемы школьной неуспеваемости обязательно надо рассмотреть психологические причины и все условия, в которых осуществляется образовательный процесс.

    • Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.
    • Качество обучения напрямую связано с познавательным интересом, желанием учиться. Мотивацию учащегося можно стимулировать по-разному. Об эффективных условиях и способах написано очень много. Можно попробовать такой прием: в классе и дома повесить небольшой плакат с замечательным высказыванием К.С.Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания … считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим«. В классе, например, повесить в перевернутом виде, а дома – в зашифрованном, или наоборот. Но не стоит обращать внимание школьника на эту истину: пусть он сам ее для себя случайно откроет. Часто бросая взгляд на эти слова, рано или поздно он все равно задумается над их смыслом.
    • Неуспеваемость учащихся очень часто связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности.  В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются.

Все эти условия нетрудно создать учителю в школе и родителю дома, если, конечно, имеется искреннее желание помочь ребенку. Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости необходимо проводить грамотно, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приемы организации умственного труда, которые заключаются в создании оптимальных условий, способствующих повышению работоспособности, развитию учащегося, сохранению его здоровья.

Как сформировать позитивный навык обучения у ребенка

Культуру умственного труда составляют умения грамотно ставить цели, правильно расставлять акценты, планировать, экономить свое и чужое время, следовать намеченной цели и добиваться ее осуществления, анализировать и контролировать свои действия.

Помочь школьнику научиться слушать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, понимать закономерности процессов, явлений, вникать в суть вещей, стимулировать себя с помощью приемов самонастройки — главная задача взрослого, занимающегося воспитанием (в широком смысле этого слова).

Со временем навыки умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, собранность и организованность, воля, трудолюбие, рассудительность и т.д. Все это – результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.

» Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования — научиться управлять своими желаниями», — справедливо заметил французский писатель Жозеф Жубер.

Неуспеваемость учащихся очень часто возникает в результате несформированности мыслительных операций. Школьник будет испытывать трудности в осмыслении, понимании, запоминании и, как следствие, усвоении учебного материала, если он не умеет устанавливать связи между понятиями, фактами, событиями. Эта способность вырабатывается при помощи осмысленного наблюдения, выполнения определенных упражнений. Можно предложить школьнику в школе или дома выполнить такое задание: установив вид связи между понятиями в каждой паре пункта а (образец), дополнить каждый пример (номер) образца парами понятий из пункта б.

век – столетие     2) палец – рука     3) болезнь – выздоровление

4)  малина – ягода   5) старость – молодость    6) молоток — гвоздь

б)

берег–река; озеро – водоем; беда – несчастье; квадрат – прямоугольник; расческа – волосы; планета – солнечная система; родина – отчизна; местоимение – часть речи; ветка – дерево; рука – конечность; движение – покой; травма – нетрудоспособность; пальто – одежда.

Например, пара понятий: рука – конечность. Рассуждаем: рука является разновидностью конечности так же, как и малина является разновидностью ягоды. Понятие рука является видовым по отношению к родовому понятию конечность. Следовательно, относим эту пару из пункта б к виду связи №4 «вид-род».

Много проблем в понимании учебного материала у школьника связано с неумением различать такие виды связей, как «часть-целое» и «вид-род». Если рука – конечность — это «вид-род», то, например, рука – палец — это «целое-часть», т.к. палец является частью руки, а не ее разновидностью.

Предложите ребенку решить следующие любопытные задачки.

      1. Четыре кошки и три котенка весят 15 кг, а три кошки и четыре котенка весят 13 кг. Сколько же весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково, котята также весят поровну (решается устно).
      2. Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое — груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя — разные. Валя и Нина — разные. Что собирал каждый из ребят?
      3. У кузнеца было 6 кусков цепи по 5 звеньев в каждом, из которых он хотел сделать одну замкнутую цепь, состоящую из 30 звеньев. Учитывая, что разрезать одно звено стоит 8 рублей, а вновь соединить его — 18 рублей, скажите, сколько денег может сэкономить кузнец, если новую замкнутую цепь купит за 150 рублей?
      4. Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?

Почему большинство школьников испытывает затруднения при ответах на многие устные и письменные вопросы, при решении задач, когда требуется хорошо осмыслить условие задачи, чтобы найти нужный подход к ее решению.

Каковы же причины затруднений?

Основные причины известны. Они, по мнению многих ученых, заключаются в том, что ребята не всегда могут вникнуть в суть вопроса, ответа, понять смысл условия задачи. Эти неумения мешают вовремя и грамотно отреагировать на происходящее, тормозят процесс решения задачи, делают его мучительным, приводят к неверному решению (ответу).

Как помочь школьнику преодолеть эти трудности и обучить методам их предупреждения?

Этот вопрос очень непростой, но требует простого (доступного всем) ответа. И этот ответ — конкретные методы, способы, приемы выработки базовых умений, необходимых для уяснения смысла вопроса, условия задачи, грамотного ее решения.

Эти базовые умения — умения концентрировать внимание на текстовой информации, выделять ключевые слова, опорные пункты, устанавливать причинно-следственные и другие связи между основными событиями, явлениями, раскрывать функциональную зависимость между величинами, входящими, в условие задачи, выделять существенные данные и искомое, логически рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выборе пути решения задачи.

Как ответ на любой вопрос начинается с понимания его смысла, так и решение задачи начинается с усвоения ее условия и уяснения сути вопроса. Педагоги и психологи предлагают разные эффективные упражнения для формирования  умений понимать смысл услышанного или прочитанного.

В этих упражнениях основное внимание уделяется выработке способности делать вывод из каждого суждения и воспитанию привычки прояснять непонятные термины, находить их значения (например, в толковых и прочих словарях).

Упражнения для формирования позитивного обучения

Вот одно из таких упражнений.
Рассмотрим наугад любую задачу, к примеру: №3 из  задач предыдущего собрания (проверить устно, справился ли кто-нибудь из учащихся или родителей!!! с ней дома)

У кузнеца было 6 кусков цепи по 5 звеньев в каждом, из которых он хотел сделать одну замкнутую цепь, состоящую из 30 звеньев. Учитывая, что разрезать одно звено стоит 8 рублей, а вновь соединить его — 18 рублей, скажите, сколько денег может сэкономить кузнец, если новую замкнутую цепь купит за 150 рублей?

Перед тем, как школьник разложит задачу на составные части, в каждой выделяя основную мысль, представит в виде схемы (см.ниже), можно предложить ему выполнить следующее упражнение: составить текст задачи из ее частей — отдельных слов так, чтобы сохранились заглавные буквы, знаки препинания и числа остались на прежних местах, например:

состоящую; соединить; У; сколько; замкнутую; разрезать; — 18 рублей,; кузнеца; денег; новую; было; 30 звеньев.; скажите,; 6 кусков; звено; в; Учитывая,; каждом,; может; цепи; по; кузнец,; одну; 5 звеньев; из; замкнутую; которых; 150 рублей?; он; цепь,; сэкономить; 8 рублей,; хотел; из; сделать; вновь; цепь; что; а; если; за; одно; его; купить.

Это удивительное упражнение не только помогает сконцентрировать внимание, грамотно расставить акценты и понять текст, но и развить многие интеллектуальные способности школьника.

Составлять рациональные и содержательные схемы — настоящее искусство. Такие схемы рождаются в процессе построения умозаключений из смысловых единиц условия. Умение схематично отразить условие задачи, грамотно расставив акценты, вырабатывается в результате усердной и постоянной работы. Школьник, овладевший этим умением, вряд ли будет испытывать трудности при решении самых разных задач.

Схемы (чертежи) строятся самыми разными способами. Если в схемах отражать не только существенные данные условия задачи, но и выводы, полученные из каждого суждения, то ответ напросится сам.

Например, к задаче №2 из того же прошлого собрания  (Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое — груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя — разные. Валя и Нина — разные. Что собирал каждый из ребят?) можно составить схему, которая «выдаст» готовый ответ.

На основании суждения, что Костя и Марина собирали одинаковые фрукты, в их ячейки помещаем одинаковые символы, например х. На основании суждения, что Марина и Валя — разные, в Валину ячейку помещаем у. Таким же образом в ячейке Нины появляется х. По условию задачи трое собирали яблоки, двое — груши. Трое — это Нина, Марина и Костя, т.к. у них одинаковые символы. А двое собирали груши. Следовательно, груши собирали Валя и Инна.

А решение задачи №1 (Четыре кошки и три котенка весят 15 кг, а три кошки и четыре котенка весят 13 кг. Сколько же весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково, котята также весят поровну>) уже заложено в условии задачи, только надо его увидеть. Если образно представить себе ситуацию, о которой идет речь, то ответ сразу вырисовывается. А представить можно следующее.

Четыре кошки, три котенка и 13 кг на одной чаше весов, а три кошки, четыре котенка и 15 кг — на другой. Весы, естественно, уравновешены. С каждой чаши убираем по три кошки, три котенка и 13 кг. Остаются: с одной стороны — одна кошка, с другой — один котенок и 2 кг. Выводы сделать несложно.

Задача №4 (Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?) интересна тем, что в ней присутствуют лишние данные, чтобы сбить с толку. Что касается этой задачи, то, если не принимать во внимание всю нелепость и комичность ситуации, получить пару носков одного цвета нетрудно. Из любых трех вынутых носков два обязательно окажутся одного цвета.