Особенности воспитания детей школьного возраста

Особенности младшего школьного возраста 6 — 7 лет.

В период 6,5-7 лет ребёнок становится школьником, для которого свойственны такие действия как анализ и синтез материала. Начиная с первого класса дети размышляют и рассуждают об известных им событиям, делают соответствующие выводы. Однако решающую роль на данном этапе занимает родитель и педагог. 

Ученикам начальной школы более свойственно наглядно-образное мышление. В приоритете у них учебная деятельность, которая характеризуется результативностью и обязательностью. Для учащихся первых классов используют так называемое вербальное оценивание, которое не позволяет отбить охоту у ребенка к учебе. Но оно дает качественную характеристику знаний и умений на определенном этапе урока. К концу начальной школы дети постепенно переходят к абстрактному мышлению, которое становится приоритетным уже в среднем звене.

Успехи в учебе в раннем школьном возрасте способствую выработке положительной самооценки, стремлению к самосовершенствованию. Низкая же наоборот, снижает мотивацию к обучению, понижает самооценку.

Особенности среднего школьного возраста

После начальной школы обучающие переходят в среднее звено. Для них наступает пора знакомства с новыми предметами, разными учителями и требованиями к учебным достижениям. Школьники 11-12 лет преодолевают трудности адаптации при переходе от начальной школы в среднюю. 

Очень часто происходит такая ситуация. Ребёнок закончил начальную школу. Он хорошо учился, понимал своего первого учителя с полу слова, находил общий язык с одноклассниками. Родители были довольными успехами своего чада. Прошло лето. Наступил новый учебный год. И школьника словно подменили. Он стал приносить домой оценки значительно ниже тех, которые были в начальных классах. Появились замечания в дневнике относительно нехорошего поведения на переменах и в школе. Родители списывают такие перемены на этап взросления ребенка. Они, в свою очередь, перестали контролировать выполнение домашних заданий, считая, что в среднем звене можно их делать самостоятельно. Но как реализовать родительский замысел, если еще 4 месяца назад мама вместе с сыном или дочерью решали задачи, писали диктанты, рисовали пейзажи? А теперь все это ребенок делает сам. Да еще и в школе вместо одного ведущего учителя появилась целая педагогическая команда. Ученик 5-го класса с трудом преодолевает период адаптации самостоятельно. Отсюда и снижение успеваемости, частая усталость, нежелание самостоятельно развивать свои навыки.

Грамотный родитель не оставить своего уже подросшего, но пока еще ребенка, одного с такими проблемами. Он будет продолжать вместе садиться за уроки, читать, рисовать, обсуждать события в классе и вне школы. Но постепенно заменит домашний учебный процесс самообразованием. Иногда период перехода к самостоятельному выполнению домашних заданий не осуществляется в 5-м классе. И это не беда! Самое главное, хотя бы немного развить в ребенке стремление получать знания самостоятельно. 

Дети 11-12 лет

С детьми 11-12 лет происходят изменения как на физическом, так и психологическом уровне. Они становятся импульсивнее. Могут ссориться со сверстниками. Постепенно отделяются от семьи, образуя автономию. К 13-ти годам появляется влечение к противоположному полу, а к родителям относятся критично. 

Постепенно происходит переход к переходному возрасту. Вчерашние дети превращаются в подростков. В этот период наблюдается очередной кризис в обучении. Родители для школьников становятся причиной ссор, взаимопонимание в семье исчезает. Часто еще больше снижается успеваемость. Однако родители не должны откидывать проблемы своих детей. Они должны жить ними.

Очень часто в этот период положительные мальчики и девочки связываются с «нехорошими» компаниями, начинают употреблять спиртные напитки, курить, пробовать наркотические средства. Родители не замечают сначала таких проблем из-за домашней суеты, безденежья, постоянного стремления к зарабатыванию денежных средств. А после становится поздно. Важно не потерять контакт со своим ребенком. И, даже если домочадцы поняли, что ребенок пристрастился к пагубным привычкам, нужно бороться за здоровье школьника. В этом помогут беседы, совместные просмотры фильмов о современной молодежи, анализ ситуации со сверстниками. Конечно, этот процесс долгий. Взрослым нужно запастись терпением. Но если все же не удастся самостоятельно вытащить своего ребенка из такой сложной ситуации, следует обратиться к специалистам: педагогам, психологам, врачам.

Особенности старшего школьного возраста

Окончив 9 классов, учащийся переходит в старшее звено общеобразовательной школы. В период 15-17 лет происходит освобождение от «детской зависимости». У школьника формируются собственные осознанные интересы к различным школьным предметам. Хотя многие дети еще не способны выбрать профессию по душе, но определиться с направлением они в состоянии самостоятельно. 

К 16-ти годам увеличивается внутренняя самостоятельность. Школьники стремятся наверстать упущенное в знаниях, посещают дополнительные занятия и факультативы, занимаются самообразованием. Родители часто помогают своим высшим детям, привлекая к процессу подготовки учителей (репетиторская работа). В завершении всего этапа ученики получают документ об образовании. Перед ними становится выбор: куда пойти учиться дальше?

В психологическом плане к окончанию средней школы дети вступают в стадию равновесия, повышается общительность. Наступает период бесконфликтных ситуаций с родителями. Постепенно, школьники переходят во взрослую жизнь.