Содержание
Современные психологи и педагоги применяют множество различных программ развития ребенка, но среди них особенно выделяется метод Монтессори. Его используют в центрах развития, детских садах, а также при домашнем обучении.

Основателем методики является итальянский врач Мария Монтессори. Вначале работа велась с детьми с отклонениями в развитии, и для них был придуман курс, который оказался эффективным и получил в итоге признание во многих странах.
Суть методики развития
В методе Монтессори педагог является лишь помощником. В занятиях важен принцип свободы и самостоятельного развития. Каждый ребенок получает индивидуальный подход в зависимости от его навыков, интеллектуального уровня и предпочтений в играх. Составляется план развития. Используются специальные пособия, дидактические и игровые материалы.
Мария Монтессори считала, что каждый ребенок наделен любознательностью от природы и интеллектом, надо лишь помочь этим качествам раскрыться. При этом большое значение имеет среда, в которой проходят занятия.
Задача взрослого – помочь малышу познать мир, раскрыть свои способности и побудить его к развитию.
Основные принципы обучающей программы
- Организуется специальная среда.
- Группа разновозрастная, это помогает развитию более младших.
- Ребенок сам выбирает, какие действия ему интересны, педагог не навязывает. На этом строится Монтессори обучение.
Правила проведения занятий
Есть и основные правила, которые дети должны соблюдать. Это помогает дисциплине и созданию определенной атмосферы:
- Дети должны вести себя спокойно. Не допускается мешать другим членам группы.
- Пособиями и игрушками занимается тот, кто взял их первым. Это помогает учить понимать границы других людей.
- После того, как Монтессори занятие закончено, все игрушки и пособия дети должны убрать на место. Это способствует развитию дисциплины. Кроме того, ребенка учат понимать, что после него придут другие дети, которым должно быть комфортно заниматься.
- Действия, которые ребенок может выполнять самостоятельно, он делает без участия педагогов и родителей. Такой подход формирует самостоятельность.
Правила нужны для того, чтобы ребенок чувствовал упорядоченность и стабильность. В этом случае дети ведут себя более спокойно, охотнее занимаются, а знания усваиваются более эффективно.
Как проводят занятия
Развивающая среда – основа методики Монтессори. Она делится на зоны, где дети могут заниматься различной деятельностью, раскрывая соответствующие способности.
- Практическая жизнь. Здесь изучаются основы домоводства, происходит развитие моторики рук. Здесь же в системе Монтессори детский игровой мир помогает изучать бытовые навыки.
- Сенсорное развитие. Дети изучают формы, запахи, идет подготовка к чтению.
- Математическая. Дошкольникам предлагается изучить цифры и основы простейшего счета.
- Языковая. Идет обучение письму и чтению.
- Космос. В этой зоне ребенок познает окружающий мир, культуру, историю.
- Гимнастическая. Предназначена для активной деятельности, так как дети не могут долго находиться без движения и им нужна разрядка.
Занятия могут быть индивидуальные, общие и поделенные на группы по несколько человек.
Плюсы и минусы методики
Любая методика имеет свои плюсы и недостатки, так как не может отвечать требованиям исключительно всех детей, родителей и педагогов.
Плюсы монтессори педагогики:
- Уделяется внимание развитию мелкой моторики, так как она непосредственно связана с другими психическими функциями.
- На занятиях дети учатся самостоятельности, им дается определенная степень свободы выбора.
- Дети, обучающие по программе Монтессори, приобретают уверенность в себе, так как в группе минимум ограничений и отсутствуют наказания и критика.
- Методика дает высокие результаты, большинство детей эффективно обучаются письму и чтению.
- Отсутствие соревнования, а значит, дети чувствуют себя на равных.
- Индивидуальный подход.
- Ребенку дается возможность выбирать занятия по интересам.
Имеет эта система и несколько минусов, которые должны учитывать родители и педагоги.
- Рассчитана не на всех детей. Особенные сложности могут возникнуть у детей гиперактивных, так как им сложно долго усидеть на одном месте.
- Создается искусственная среда, что не всегда хорошо влияет на дальнейшую социальную адаптацию, поэтому воспитание Монтессори подходит не всем.
- Методика изначально создавалась для детей с отставанием в развитии. И несмотря на то, что ее адаптировали для обычных детей, подходит она все же не всем.
- Разный возраст в группе.
- У некоторых детей могут возникать проблемы в адаптации к школьной среде, так как в учебном заведении существуют правила, которые должны соблюдать все. Упражнения Монтессори направлены на свободу выбора, в школе же ребенок сразу сталкивается со строгими требованиями и дисциплиной. Ему не разрешается свободно передвигаться по классу, как он привык в развивающей группе.
В целом ребенок Монтессори показывает хорошие результаты при правильном применении методики и если учитываются его индивидуальные особенности.