Что значит: развивающая методика Монтессори?

Современные психологи и педагоги применяют множество различных программ развития ребенка, но среди них особенно выделяется метод Монтессори. Его используют в центрах развития, детских садах, а также при домашнем обучении.

Мария Монтессори
Мария Монтессори — врач, педагог, учёный, философ, гуманистка.

Основателем методики является итальянский врач Мария Монтессори. Вначале работа велась с детьми с отклонениями в развитии, и для них был придуман курс, который оказался эффективным и получил в итоге признание во многих странах.

Суть методики развития

Дети играют с воспитателемВ методе Монтессори педагог является лишь помощником. В занятиях важен принцип свободы и самостоятельного развития. Каждый ребенок получает индивидуальный подход в зависимости от его навыков, интеллектуального уровня и предпочтений в играх. Составляется план развития. Используются специальные пособия, дидактические и игровые материалы.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок наделен любознательностью от природы и интеллектом, надо лишь помочь этим качествам раскрыться. При этом большое значение имеет среда, в которой проходят занятия.

Задача взрослого – помочь малышу познать мир, раскрыть свои способности и побудить его к развитию.

Основные принципы обучающей программы

  • Организуется специальная среда.
  • Группа разновозрастная, это помогает развитию более младших.
  • Ребенок сам выбирает, какие действия ему интересны, педагог не навязывает. На этом строится Монтессори обучение.

 

Правила проведения занятий

Есть и основные правила, которые дети должны соблюдать. Это помогает дисциплине и созданию определенной атмосферы:

  1. Дети должны вести себя спокойно. Не допускается мешать другим членам группы.
  2. Пособиями и игрушками занимается тот, кто взял их первым. Это помогает учить понимать границы других людей.
  3. После того, как Монтессори занятие закончено, все игрушки и пособия дети должны убрать на место. Это способствует развитию дисциплины. Кроме того, ребенка учат понимать, что после него придут другие дети, которым должно быть комфортно заниматься.
  4. Действия, которые ребенок может выполнять самостоятельно, он делает без участия педагогов и родителей. Такой подход формирует самостоятельность.

Правила нужны для того, чтобы ребенок чувствовал упорядоченность и стабильность. В этом случае дети ведут себя более спокойно, охотнее занимаются, а знания усваиваются более эффективно.

Как проводят занятия

Развивающая среда – основа методики Монтессори. Она делится на зоны, где дети могут заниматься различной деятельностью, раскрывая соответствующие способности.

  • Практическая жизнь. Здесь изучаются основы домоводства, происходит развитие моторики рук. Здесь же в системе Монтессори детский игровой мир помогает изучать бытовые навыки.
  • Сенсорное развитие. Дети изучают формы, запахи, идет подготовка к чтению.
  • Математическая. Дошкольникам предлагается изучить цифры и основы простейшего счета.
  • Языковая. Идет обучение письму и чтению.
  • Космос. В этой зоне ребенок познает окружающий мир, культуру, историю.
  • Гимнастическая. Предназначена для активной деятельности, так как дети не могут долго находиться без движения и им нужна разрядка.

Занятия могут быть индивидуальные, общие и поделенные на группы по несколько человек.

Плюсы и минусы методики

Любая методика имеет свои плюсы и недостатки, так как не может отвечать требованиям исключительно всех детей, родителей и педагогов.

Плюсы монтессори педагогики:

  • Уделяется внимание развитию мелкой моторики, так как она непосредственно связана с другими психическими функциями.
  • На занятиях дети учатся самостоятельности, им дается определенная степень свободы выбора.
  • Дети, обучающие по программе Монтессори, приобретают уверенность в себе, так как в группе минимум ограничений и отсутствуют наказания и критика.
  • Методика дает высокие результаты, большинство детей эффективно обучаются письму и чтению.
  • Отсутствие соревнования, а значит, дети чувствуют себя на равных.
  • Индивидуальный подход.
  • Ребенку дается возможность выбирать занятия по интересам.


Имеет эта система и несколько минусов, которые должны учитывать родители и педагоги.

  • Рассчитана не на всех детей. Особенные сложности могут возникнуть у детей гиперактивных, так как им сложно долго усидеть на одном месте.
  • Создается искусственная среда, что не всегда хорошо влияет на дальнейшую социальную адаптацию, поэтому воспитание Монтессори подходит не всем.
  • Методика изначально создавалась для детей с отставанием в развитии. И несмотря на то, что ее адаптировали для обычных детей, подходит она все же не всем.
  • Разный возраст в группе.
  • У некоторых детей могут возникать проблемы в адаптации к школьной среде, так как в учебном заведении существуют правила, которые должны соблюдать все. Упражнения Монтессори направлены на свободу выбора, в школе же ребенок сразу сталкивается со строгими требованиями и дисциплиной. Ему не разрешается свободно передвигаться по классу, как он привык в развивающей группе.

В целом ребенок Монтессори показывает хорошие результаты при правильном применении методики и если учитываются его индивидуальные особенности.

Добавить комментарий

*